Совсем недавно, кажущаяся реальной, возможность возрождения в былом составе легендарной отечественной команды Bad B. умерла вместе с Михеем (Сергеем Крутиковым). Едва оправившись от такого шока многие хип-хоп головы разродились мнением, что ШеFF'у стоит оставить в покое Bad B., и заняться чем-то другим, аргументируя это тем, что Bad B. уже ушел и такого больше не будет. "Что же такое Bad B. сейчас?" и "Что будет дальше?" - эти вопросы мы и задали Владу Валову, встретившись с ним в клубе Beefeater...
...
Q: После смерти Михея появилось мнение, что Bad B. в прежнем виде уже не будет и что тебе пора бы оставить Bad B. в покое.
ШеFF: Конечно не будет... Ну, значит, смотри, что такое Bad B.: это - некая формация людей, которая начинала всё это и которая ведет дальше. Михей был ведущим в голосе. Он обалденно пел и лучше него врятли кто-то поет. Все тексты писались исключительно мной. Музыка делалась LA и Михеем совместно. И для того, что бы донести ту идею, которую мы хотим донести до всех: "Куда мы идем? Во что перерождаемся? Как эволюционируем" - Bad B. необходим, иначе будет пробел в истории.
Bad B. - это не для продажи. На Bad B. мы никогда не зарабатывали денег. Это наше окно в мир. Bad B. не имеет цены. Он не может быть оценен, потому что то, что мы делаем сольно, и Михей и я, мы это делаем для того, чтобы заработать просто денег. Потому что мы крутые сами по себе. Мы отлично понимаем, что в этой фишке мы можем заработать денег себе. Мало того, в своем мире, который будет понятен для всех. А Bad B. - двигатель. Bad B. всегда опережает время на десять лет. Сейчас только пришло время "Налетчиков Bad B." 94 года, сейчас вот Каста сделала подобие "Налетчиков" свой альбом, это - то время, те идеи. Но дальше, то, что мы делали - это только будет рождаться. И то, что мы сейчас пишем и как мы это делаем, это - Bad B. будущего. Это то, что еще через 10 лет будут слушать. В новом альбоме Bad B. будет Михей.
Bad B. невозможно потрогать. Это нематериальная вещь. Bad B. - это мои тексты, которые могут быть написаны только в одном случае, когда рядом есть люди, которые помогают мысли превратить в дело и подбираются лучшие люди. Если ты заметил, Bad B. - это лучшие люди. 89-90 - лучшие танцоры, которые заняли первые места на восьми фестивалях по брэйк-дансу. С 90 года по 99 с Михеем (в 95 отпали все остальные участники и остались я, LA, Михей), потом Михей свалился, потом пришел Лигалайз. Кто-то ушел, кто-то пришел…
Q: По поводу твоего сольного альбома. Очень сильный интерес к твоему новому альбому, особенно после первого. Что это будет?
ШеFF: Мой сольный это - мой мир в хип-хопе. Это мой мир, как я его вижу. Я сам выбираю музыку и ни с кем не советуюсь. Если нужен дополнительный вокал или дополнительный МС, или саксофон, флейты или еще что-то, то я подбираю этих людей. Я вижу, кто мне нравится. Я предлагал многим профессионалам поучаствовать. В моем сольном очень много профессионалов работает, таких как Мазай, Воронов, Джимми (брат Д'Анжело), Шуфутинский (мы с ним две песни записали, а не одну). Круг хотел, царство ему небесное. Не успели мы с ним сделать песню "Я уважаю". Он когда услышал текст и подачу, то изъявил большое желание. Потом Маркин Володя - мужик уже в возрасте, он уже этим не занимается, но когда он услышал, то прикололся по теме: "Очень хочу внести лепту". Мы с ним познакомились, и я ему сказал: "Давай я на эту песню возьму свою классику, а ты - свою". Так из "Страсти" и "Я хочу целовать песок" получился великолепный дуэт. Мурат Насыров - он своим отличным мелодичным голосом выполняет свои па. Всё это - это мой сольный. Это - мой мир. Вот, например, сольный Купера - он весь будет построен на балалайках, флейтах, на древних инструментах разных народов мира. У него такая фишка. У Эла - ему вообще нравится шансон. Он через шансон, с помощью своей лирики, хочет делать свой сольный. Каждый из нас делает свое соло в своем мире.
Q: Твой альбом рассчитан на какую публику? На тех, кто имеет свой жизненный опыт, а не просто 13-14 летние сопляки?
ШеFF: Примерно так, если не называть их "сопляками". Альбом будут слушать и те, кто старше меня и те, кто совсем малыш. Дело в том, что когда я был "сопляком", я был не слаб.
Q: А многие эти "малыши" пытаются учить тебя жизни...
ШеFF: Они же у меня и берут автографы.
Q: Так это же все "за глаза" происходит.
ШеFF: И знаешь почему? Лицемерие. Потому что все это началось с группы Каста. Все понимали, что Каста просто одна из групп, которая на моем же фестивале заработала Гран-При. Но никто потом не понял, почему они на меня начинали гнать. А, я сделал монополию в хип-хопе. Раскрутил ДеЦла для того, чтобы хип-хоп раскрутить, а не для того, чтобы ДеЦла раскрутить. В определенный момент, по моему сознанию, когда мы это раскрутили, дальше должна быть новая ипостасия, новый виток развития - битва лэйблов. Лэйблы должны делать очень грамотные и хорошие фишки. А битвы между рэп-группами - это Rap Music. И это должны быть дружеские рэп-битвы. Это в моем понимании. Я не хотел бы, чтоб война была на улице, то есть, когда клан с кланом начинали биться друг с другом, начинали бить друг другу морды. Я этого не хочу. Я и свой сольник сделал отвлеченным от этого. Bad B. - это тематика не о том какие мы крутые и как у нас все здорово, а куда мы идем. Вся тематика - это самоучитель для любого рэппера. Послушав Bad B., ты можешь выбрать себе один из тысячи путей. Не послушав - можешь идти в одном направлении и попасть не в рэп, а непонятно куда.
Q: Вы берете роль отцов-основателей?
ШеFF: Нет. Вот представь - мне 30 лет и я говорю "Это - так", а какой-нибудь пятнадцатилетний "сопляк", как ты говоришь, который только что вылупился, он не знает жизни, он не знает канонов, он видел только фильмы и слушал американских рэпперов и может, к примеру, слушал еще группу Многоточие. И он, сидя в интернете, может написать: "А ведь Шефф, он неправду говорит. На самом деле, все, что было с ним - это неправда". На чем он основывается? На своем жизненном опыте или на своих задумках? Естественно он мыслит, смотрит: "Я бы сделал это лучше" - Сделай! Кто сделает лучше меня? - Сделай! Ответ простой: помнишь "Имя Шефф, горчит как темное пиво"? И что я сделал - я всем показал: "Смотрите, все вокруг, Вот он я. Это рэп. Кто бьется со мной? Кто меня здесь уберет? Выйди". И ты знаешь, прошло много времени, и никто не вышел. Знаешь, о чем это говорит? Нет персонажа, нет человека, который бы мог это сказать. Кто это может сделать? Только мой ровесник. Ровесников нет, потому что все ровесники слились в другой бизнес. Этим бизнесом я один управляю, работаю над этим. И я говорю, что для того чтобы процветал этот бизнес нужно делать так, что бы люди зарабатывали в этом бизнесе. Если они не зарабатывают в этом, они доходят до рубежа 24 года - они сливаются все. Потому что они понимают, что для того, что бы им снять девушку и посидеть нормально в клубе им нужно заработать денег. Потому что без денег ты девушку доведешь только до угла, и она с тобой больше никогда не встретится. После 24 лет человек выбирает, либо он делает бизнес в хип-хопе, либо он полностью удаляется отсюда. Вот я спрашиваю "Кто остался?" - Это все жюри фестиваля Rap Music.
Q: Что расскажешь о готовящемся фестивале Rap Music 2002?
ШеFF: Там подбираются хорошие команды, хорошие регионы, начиная от Краснодара, заканчивая Прибалтикой. Питер очень сильный. Думаем про Москву - прислали более 300 дисков из Москвы, но все очень низкого качества. Я может не знаю тех групп, которые должны защищать Москву, но то, что прислали - очень низкого качества. Это начинающие рэп-группы, которые не могут биться серьезно.
Q: Так шоу будет?
ШеFF: Да, Шоу будет! Во первых, по своей возрастной категории это будут серьезные парни. Вот знаешь, я в рэпе разделяю три класса: A, B, C. C-класс - это начинающие рэпперы, те, которые вот-вот хотят пойти, они записали что-то свое. B-класс - это те, которые продержались и записали хотя бы пару альбомов, и они продолжают в этом направлении работать. A-класс - это те, рэпперы, которые прошли из B класса и стали, так скажем, уже легендарными. Они доказали своим возрастом. Есть еще Зондер-класс. В Зондер-класс попадают только те, кто под свое творчество умеет находить деньги. Если ты платежеспособен, но ты не имеешь опыта, то ты попадаешь в мэйн-стрим, ты не в хип-хопе, ты в мэйн-стриме. Это надо реально понимать. Любой человек может придти, заплатить деньги, обучиться речетативу грамотному у Купера или у Sir-J из DOB и т.д., ему запишут за деньги хорошую композицию, отлично сведут, сделают из него хорошего героя - и он реально попадает в мэйн-стрим. Мэйн-стрим - это не рэп. А я говорю о рэп-музыке. Это то, к чему стремиться каждый человек, который занимается рэпом. На фестивале будет в основном B-класс, но будут и команды C-класса.
Q: Как у тебя дела с твоим магазином? У тебя раньше был опыт с магазином. Как дела обстоят сейчас?
ШеFF: Самый первый хип-хоп магазин был мой - Тверской пассаж, 1997 год. Только потом, года через два появился Funky Street. Сейчас же все идет ровно. Завозим новые лэйблы, паленым ничем не торгуем. Готовим открытие филиалов в трех городах. Сейчас у нас уже почти 70 регионов, которые покупают журнал "100%". Это очень хороший показатель. И в середине будущего года мы увеличим тираж журнала. Дела идут ровненько. Нельзя сказать что идет бешенный подъем или падения - все ровно.
Q: Стоит ли ждать возвращения в Bad B. персонажей старой гвардии, таких как Лигалайз, Панс...
ШеFF: Ты знаешь, здесь можно ожидать всего чего угодно. Это как звезды лягут. Может быть завтра Jay-Z захочет в Bad B. быть. Мы принимаем достойных, кто готов нести наши идеи. Bad B. - это рэп для рэпперов.
Q: ???
ШеFF: Остальные проекты - это рэп для публики. Рэп для рэпперов - это как музыка для музыкантов. Это дорого, всеми почитаемо, но это непонятно широкой публике.